TPL_ACCESSIBILITY_VIEW_SETTINGS

Система менеджмента качества

Система менеджмента качества

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для руководства и управления организацией применительно к качеству.

При вхождении России в Европейское и мировое сообщество в ходе Болонского процесса одним из необходимых условий подтверждения любым российским вузом своего статуса является наличие системы менеджмента качества (СМК). Вузы, находящиеся в условиях жесткой конкуренции, испытывают потребность в разработке таких систем, получении результативности и эффективности от их внедрения.

Одним из распространенных международных средств подтверждения качества образования является наличие сертифицированной системы менеджмента качества.
Поэтому специалисты высшей школы все чаще пытаются применить в своих вузах модели менеджмента качества, проявившие свои достоинства и универсальность в сфере экономики. Речь идет о применении требований международных стандартов ИСО серии 9000.

Сертификация СМК вуза дает ряд преимуществ перед другими вузами. У обладателя сертификата системы менеджмента качества повышается имидж вуза, уровень управления качеством образования, а также шансы на победу в конкурсах, грантах и при заключении договоров и контрактов, повышается доверие со стороны инвестиционных компаний, возможно увеличение притока инвестиций.

ПРЕИМУЩЕСТВА ОТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА,
СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ТРЕБОВАНИЯМ ГОСТ Р ИСО 9001-2015

Применение системы менеджмента качества является стратегическим решением для образовательной организации, которое может помочь улучшить результаты ее деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие.

Потенциальными преимуществами от применения системы менеджмента качества, основанной на стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2015 являются:

a) способность стабильно предоставлять продукцию и услуги, которые удовлетворяют требования потребителей и применимые законодательные и нормативные правовые требования;

b) создание возможностей для повышения удовлетворенности потребителей;

c) направление усилий на риски и возможности, связанные со средой и целями образовательной организации;

d) возможность продемонстрировать соответствие установленным требованиям системы менеджмента качества.

ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

1. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Вузы зависят от своих потребителей, в качестве которых мы признаем государство в лице Министерства образования РФ, работодателей (предприятия и организации, принимающие на работу наших выпускников), студентов и их семьи, общество в целом и другие заинтересованные стороны. Мы должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и соответствовать их ожиданиям.

2. ЛИДЕРСТВО РУКОВОДСТВА

Руководство обеспечивает единство цели и направления деятельности организации. Ему следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой сотрудники могут быть полностью вовлечены в достижение поставленных целей и решение задач организации в области качества.

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЮДЕЙ

Работники всех уровней являются сутью организации, и их полное вовлечение позволяет использовать их способности для пользы организации.

4. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД

Желаемый результат достигается эффективнее, если различными видами деятельности и соответствующими ресурсами управляют как процессом.Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействует результативности и эффективности организации для достижения ее целей.

5. УЛУЧШЕНИЕ

Улучшение деятельности вуза в целом следует рассматривать как его неизменную цель.

6. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, ОСНОВАННЫХ НА СВИДЕТЕЛЬСТВАХ

Эффективные решения основываются на анализе свидетельств, что предполагает построение действенной системы сбора и анализа информации обо всех аспектах деятельности вуза и о его взаимоотношениях с «внешней средой». Такая информация должна включать все установленные и «измеряемые» показатели качества всех рабочих процессов и результатов деятельности вуза и анализироваться на степень достижения целей, определенных в стратегическом плане его развития.

7. МЕНЕДЖМЕНТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Вуз и его партнеры взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. В качестве таких партнеров могут рассматриваться:

- школы, лицеи и другие учреждения общего среднего образования, выпускники которых собираются поступать в вуз;

- организации, в которых работают или будут работать выпускники вуза. К этим стратегическим партнерам в первую очередь относятся те, с которыми вуз связан партнерскими отношениями (включая договоры о сотрудничестве и целевой подготовке специалистов, сотрудничество в области научных исследований и разработок, спонсорскую помощь и т. д.);

- Министерство образования и науки РФ, администрации краев, областей и городов, общественные организации и организации, которые по каким-либо другим причинам заинтересованы в сотрудничестве с вузом и являются партнерами вуза;

- другие вузы России и зарубежных стран, заинтересованные в сотрудничестве с вузом;

- любые поставщики продукции и услуг, необходимых для вуза.

   

Внутренние аудиторы

Список аудиторов
   

Успешная ресертификация СМК университета

Система менеджмента качества функционирует в ФГБОУ ВО РГАТУ с 2005 года. С целью поддержания СМК в актуальном состоянии и оценивания соответствия и результативности системы менеджмента качества в университете систематически проводится процедура рессертификации действующей системы менеджмента качества применительно к образовательной, научной и инновационной деятельности на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 – 2015 (ISO 9001: 2015).

Комиссия экспертов рассматривает и анализирует документы университета, описывающие процессы, виды деятельности и функции, идентифицированные в СМК и регламентирующие реализацию процедур по обеспечению результативного функционирования процессов и всей системы в целом. Кроме того, проводится аудит «на месте»: выборочная проверка структурных подразделений с целью оценки результативности функционирования СМК в университете.

По итогам последней ресертификации было сделано заключение о том, что «ФГБОУ ВО РГАТУ поддерживает в рабочем состоянии и улучшает СМК в соответствии с требованиями национального стандарта, продемонстрировал способность систематически достигать согласованных требований к продукции (услугам) в рамках области применения СМК, Политики в области качества и его целей».

Органом по сертификации систем менеджмента качества «Консерсиум» (Россия, г. Москва) университету выдан Сертификат соответствия, удостоверяющий, что система менеджмента качества применительно к образовательной, научной и инновационной деятельности в сфере высшего профессионального образования соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 – 2011 (ISO 9001: 2008). Также было выдано разрешение на использование знака соответствия системы менеджмента качества в рекламных буклетах, проспектах, брошюрах, плакатах, бланках организационно-распорядительной документации университета.

Ближайший инспекционный контроль планируется на 2017 год.

Highslide JS Highslide JS